Булат, дамаск, ШХ15 - какой нож купить

  • 25 июня 2014 19:11:33
  • Просмотров: 2974


Булат и дамаск, в конечном итоге, вытеснила сталь. Это закономерный процесс. Хотя качественная сталь не намного дешевле булата. Но в своё время была очень сильная реклама литой стали. Крупп первым научился выплавлять качественную сталь в больших объёмах. В 1851 году он впервые получил слиток весом в две тонны. И стал везде продвигать свою продукцию, которая из-за объёмов производства была относительно дешёвой и с более или менее гарантированным качеством. В России превосходную литую сталь варил Павел Обухов в Златоусте. В Англии дамаск делали из 60% железа, 40% стали. Во Франции, наоборот, больше добавляли стали, меньше железа. То есть были значительные отличия. Крупп же начал выплавлять большие объёмы стали с абсолютно одинаковыми характеристиками. Был, правда, ещё один специфический момент. В XIX веке применяли дымный порох, в состав которого входила сера. И сварные швы дамасских стволов со временем разъедало. Но на современном уровне можно вернуться к дамасским стволам без потери качества и, более того, с улучшением характеристик. Например, можно делать нержавеющие стволы, которые будут и легче, и прочнее, чем выпускаемые сегодня.


Насколько знаменитые японские клинки лучше по качеству европейских мечей? И в Европе, и в Японии брали, грубо говоря, смесь чугуна с гвоздями. Из неё хороший клинок не сделаешь. Расковывали на пластины, складывали, проваривали, вновь расковывали, складывали и так далее. Добивались более тонкой структуры металла. В Европе это называли «рафинированной» сталью, и никто не закатывал глаза и не делал из этого суперсекрета. Толедские, золингеновские, златоустовские вещи, в принципе, не отличимы от японских клинков. Качество стали примерно одно и то же. Главное отличие в закалке.

Конечно, и в Японии, и в Европе были мастера, которые делали супердамаск и супербулат. Но все секреты дамаска и булата, это, по большому счёту, личность мастера. Это не вопрос технологии, а, скорее, вопрос личности. Как подходит к производству человек, и что он хочет получить в конечном итоге. Если хочет заработать на кружку пива, он делает один дамаск, если хочет прославиться – делает другой. А когда мастер ныряет вглубь и достигает уровня уже не ремесла, а искусства, то получается совершенно уникальный дамаск. Но таких людей во всём мире единицы.

Хорошая булатная сабля в начале прошлого века стоила в Константинополе сто килограммов серебра! В Японии хороший клинок стоил до пятисот килограммов серебра. Сегодня на Западе работает мастер Пьер Риверди, его клинки продаются за десятки тысяч долларов. Если перевести эти деньги на серебро, то как раз десятки килограммов и получатся. Самый дорогой нож этого мастера был продан в свое время за 185 тысяч швейцарских франков.

Смотреть ножи ручной работы